Русский
Фильтровать
К накопительной пенсии присоединились 577 530 человек
О расчете платежей накопительной пенсии сегодня и в будущем
Результаты экономической деятельности Таллиннской биржи и Эстонского центра ценных бумаг в 2007 году
С 1 апреля индексация значительно повысит пенсии
Увеличились инвестиции в III ступень накопительной пенсионной системы

2007

Пенсионный фонд Hansa Pensionifond K3 признан лучшим в Европе
К накопительной пенсии присоединились 551 782 человека

Добровольная накопительная пенсия, или Заминки возле второго столпа

18.03.03 Молодежь Эстонии

Судя по теле-, радио- и газетной рекламе, началось информационное наступление страховых компаний и банков, стремящихся привлечь внимание людей к добровольным накопительным пенсионным фондам, призванным обеспечить им в будущем безбедную старость.

Как относятся жители Эстонии к этому, что мешает им принять и реализовать идею самостоятельного накопления средств, чтобы быть обеспеченными в старости? Об этих заминках в газете Postimees пишет социолог Юхан Кивиряхк, опираясь на анализ исследований, проведенных ES Turu-uuringud.

При том, что более половины опрошенных согласны участвовать в пенсионном самообеспечении, к тем возможностям, что предлагаются для этого им сегодня, многие относятся скептически. Почти четверть респондентов не определилась в своем отношении. Очень многие по-прежнему без оптимизма думают о старости, полны опасений и неуверенности.

Какие же страхи и предубеждения мешают людям присоедниться к добровольной части накопительной пенсии? Прежде всего, выделяет социолог, это слишком низкие доходы людей, не позволяющие даже минимальных накоплений. Кроме того, невысока степень доверия к любым фондам и велик страх перед инфляцией, способной, как всем известно, свести на нет любые сбережения.

Многие сегодня ограниченны минимальной заработной платой. Отчисления с нее в добровольный накопительный фонд хотя бы десятка крон особого благополучия в перспективе не сулят — накопится слишком незначительная сумма. Правда, многие упускают из внимания, что обязательная часть накопительной пенсии состоит не только из двухпроцентного отчисления с заработной платы, но еще и из четырех от нынешнего социального налога.

Еще людям не нравится безвариантность присоединения к добровольному накопительному фонду: раз заключил договор — ни изменить, ни отменить его нельзя.

У большинства из нас не выработалась привычка самостоятельно делать отчисления в пенсионные фонды, зато крепка привычка полагаться целиком на работодателя и государство. Не укрепляет доверия к фондам и наша политическая практика, когда однажды принятое решение может быть вскоре отменено или изменено. К тому же все знают, как легкомысленно у нас обращаются с деньгами налогоплательщиков.

Чтобы подвигнуть людей подключаться к добровольной накопительной пенсии, надо не просто показывать им рекламные ролики про задумчивого пожарного, а публиковать конкретные расчеты, из которых бы явствовало, какие дополнительные доходы в старости люди будут иметь, заключив договор о добровольной накопительной пенсии. При этом, предостерегает социолог, нельзя подогревать в людях ничем не подкрепленных больших ожиданий, в перспективе они чреваты крупными разочарованиями и способны подорвать доверие ко всей накопительной пенсионной системе.

Сегодня внушить доверие к накопительным фондам очень трудно — слишком велики оказались разочарования в Фонде компенсации, руководство которого находится под судом, идет судебное разбирательство с Бергманом, хорошо памятно жульничество страховых фирм Апананского.

Люди прежде всего должны убедиться в том, что те финансовые институты, которые государство допускает к суммам пенсионного страхования, надежны и тщательно контролируются. Должна возродиться и их вера в контролера, то есть в само государство. Но именно оно-то у нас и демонстрирует примеры бесхозяйственного обращения с деньгами налогоплательщиков. Именно оно подает примеры резких изменений в принятом законодательстве.

Помимо этого людей настораживает и предстоящий переход с кроны на евро — не случится ли с кроновыми накоплениями однажды то, что уже случилось у нас с рублевыми накоплениями при переходе на кроны?

Людям нужны твердые гарантии того, что их взносы сохранят свою ценность. И еще им требуется время, чтобы сделать верный выбор из множества предложений банков и страховых фирм. Выбор всегда дается труднее, чем безвариантность предложения. Надо учить людей самостоятельно думать и взвешивать, а чтобы стимулировать этот процесс и довести его до конечного результата, надо сначала развеять их опасения перед новой и неведомой системой. Таковы самые важные на сегодня задачи пенсионной реформы.