Русский
Фильтровать
О расчете платежей накопительной пенсии сегодня и в будущем
Увеличились инвестиции в III ступень накопительной пенсионной системы

2007

Пенсионный фонд Hansa Pensionifond K3 признан лучшим в Европе
К накопительной пенсии присоединились 551 782 человека
Переходящие по наследству пенсионные накопления можно перевести на свой пенсионный счет или получить деньгами
Дополнительная накопительная пенсия набирает популярность

2006

К накопительной пенсии присоединились 517 243 человека

Процесс реформ в Чехии натолкнулся на политику

15.09.04 ДВ

Калейдоскопичность политической жизни мешает Чехии осуществлять необходимые реформы, без которых невозможно сократить разросшийся бюджетный дефицит, снизить налоги и вступить в Европейский валютный союз.

Внешне дела в чешской экономике идут хорошо. Четвёртый год подряд она демонстрирует примерно 3-процентный рост, а по доле прямых иностранных инвестиций Чехия уверенно лидирует среди новичков ЕС, немного опережая Эстонию. И тем не менее проблем достаточно: необходимо реформировать пенсионную систему, системы образования и здравоохранения, поскольку затраты на них превышают возможности и довели дефицит госбюджета до 6% от ВВП.

Но в этом смысле на вступившее пару недель назад в должность новое правительство страны больших надежд не возлагают: в парламенте у правительства перевес всего в один голос, а возглавляет его новый лидер социал-демократов Станислав Гросс. Известный чешский аналитик Иржи Пехе, который был советником экс-президента Вацлава Гавела, а сейчас возглавляет филиал Нью-Йоркского университета в Праге, говорит, что Гросса избрали на этот пост не для продолжения умеренных реформ, начатых его предшественником Владимиром Шпидлой, а для подъёма популярности партии перед выборами 2006 года. Это означает, что реформы могут быть отложены на несколько лет, и в таком случае Чехии не удастся вступить в зону евро раньше 2010 года.

Госбюджет страны перегружен социалкой

Такого же мнения придерживается профессор центра экономических исследований GERGE-EI Даниэль Мюних, отмечая, что поскольку продолжение реформ обещает быть болезненным, а их результаты до выборов не проявятся, то правительство Гросса никаких решительных шагов предпринимать, очевидно, не станет. Мюних также считает главной бедой госбюджета Чехии его жёсткость – примерно 80% расходов обязательны. Несмотря на все разговоры, из госбюджета по-прежнему покрываются все расходы на пенсии, высшее образование и здравоохранение. Значительны также пособия для малообеспеченных семей, субсидии на приобретение жилья и др. Кроме того, государство обременено накопившимися из-за ошибок приватизации “плохими” кредитами на сумму, равную 200 млрд. эстонских крон. Чтобы переломить ситуацию, необходимо, по словам Мюниха, изменить структуру госбюджета, т. е. урезать эти обязательные социальные расходы. Но на такой шаг у правительства не хватает политической воли.

1968 год- источник проблем

Как это ни курьёзно, но нынешние беды чешской политики, говорит Иржи Пехе, берут начало в 1968 году. В тот судьбоносный год тогдашние лидеры попытались придать коммунизму человеческое лицо, но результатом стало то, что все маломальски нацеленные на реформы люди были выкинуты из партии. Оставшаяся ортодоксальной, компартия пережила в неизменном виде “бархатную революцию” и попала в парламент. И если побывавшие в течение 90-х годов у власти партии запачкали себя скандалами, то стоявшие в оппозиции коммунисты оказались чистыми. Это – плюс национализм и неприятие ЕС – принесло им дополнительные голоса молодёжи, не помнящей старых времён, недовольных левых социал-демократов и даже правых радикалов.

В итоге, на выборах 2002 года коммунисты получили 18,5% голосов. Поскольку выигравшая выборы другая левая партия, социал-демократическая, не посчитала возможным сотрудничать с коммунистами, она была вынуждена сформировать правительство в коалиции с мелкими правоцентристскими партиями.

“Результат налицо: в разношёрстной коалиции заключение соглашений идёт через пень колоду. Вот в этих пнях реформы и увязли”, – говорит Иржи Пехе.

TЫНИС АРНОВЕР