Русский
Фильтровать
Пресс-релиз Министерства финансов Эстонии, Фонда природы Эстонии и Эстонского центра ценных бумаг
Эстонский центр ценных бумаг призывает отказаться от бумажного пенсионного извещения
Средняя зарплата присоединившихся к системе накопительной пенсии за год увеличилась на 1000 крон

2004

Процесс реформ в Чехии натолкнулся на политику
Об удержании пенсионных взносов у молодых работников
Четыре столицы: где выше цены, зарплата тоже больше
Европейским пенсионерам совсем не по нраву реформа

Культура обеспечения будущего

04.03.04 Молодежь Эстонии

Некоторое время назад я повстречался с приехавшим из Швеции зарубежным эстонцем, который во время собеседования при приеме на работу спросил, какие пенсионные планы и страховку мы можем ему предложить.

Я немного растерялся от такого вопроса, так как мы привыкли к ситуации, обусловленной налоговой политикой Эстонии, когда работодатель в целях долгосрочного мотивирования работника ограничивается увеличением зарплаты и повышением по службе. Однако в рассуждениях такого рода большего внимания заслуживает как раз то, что европейская модель концентрируется на упрочнении настоящего и будущего.

Сегодняшнее благополучие, если оно распространяется и на близких членов семьи, во многом зависит от того, можете ли вы позволить себе те вещи, которые делают вас счастливыми, а также от того, есть ли у вас решение (читай: страховка) на случай негативных событий в жизни.

Более сложная тема – это вопрос, связанный с увеличением средней продолжительности жизни (положительная проблема), как профинансировать период жизни, когда человек не получает ежемесячную зарплату. Если меня кто-нибудь спросит, как я собираюсь справляться в пенсионном возрасте, я отвечу, что доверяю, прежде всего, себе и арифметике. Возникшие в ходе пенсионной реформы 2-я и 3-я ступени пенсии основаны на принципе индивидуальности. Лучшего решения не придумать. Однако простейшие расчеты показывают, что второй ступени недостаточно для обеспечения пенсионного возраста, если, конечно, вы не готовы в пенсионном возрасте отказаться от половины того, чем живете сегодня.

Человеку в принципе свойственно не задумываться о далеком будущем. Поэтому мне приходилось слышать от некоторых «пенсионных пессимистов» два типичных ответа: «У меня не было времени об этом подумать» и «До этого (до пенсии) еще так много времени». Вполне естественно, что для планирования своей пенсии необходимо затратить время, но чем больше времени остается до пенсии, тем выше шансы накопить себе достаточный пенсионный резерв.

Существующая в Эстонии дилемма “делать накопления на будущее или потреблять в настоящем” не является уникальной: по мнению освещающего вопросы мировой экономики журнала The Economist, речь идет об общей проблеме, обусловленной старением населения развитых стран. Психологически свойственная натуре человека культура жизни в кредит, которая значительно сокращает время достижения желаемых благ, должна, по словам журнала, получить конкурента в лице культуры, пропагандирующей сбережения.

На индивидуальном уровне главным препятствием сбережений является то, что делать накопления, в общем-то, не с чего. То есть все финансовые задачи человека сведены к тому, чтобы просто выжить сегодня. Со своей стороны, я вижу две возможности, обе из которых связаны со строгим контролем над расходами: во-первых, снижение несущественных расходов и перенаправление высвободившихся средств в сбережения, и, во-вторых, выделение определенной части от возможного повышения зарплаты в будущем на добровольное пенсионное накопление. Реализация каждого из этих вариантов реальна для каждого из нас.

Получившая поддержку со стороны будущих пенсионеров пенсионная реформа на сегодняшний день собрала более 355 тыс. присоединившихся к обязательной пенсионной ступени. Эта цифра составляет около 60% работающей части населения Эстонии. Опираясь на опыт Европы и Америки, оптимальным числом присоединившихся можно считать 75% работающей части населения, и с каждым годом в связи с обязательным характером 2-й ступени эта цифра будет расти. На сегодняшний день к добровольной пенсионной ступени присоединилось свыше 60 тыс. человек, что составляет только 10% работающего населения. По оценке участников рынка, общая тенденция выражается в том, что популярность сбережения через добровольные пенсионные схемы будет расти, а это выгодно, прежде всего, самим людям.

Мярт МЕЭРИТС,
член правления Ühispanga Fondid