Русский
Фильтровать
Молодые и высокооплачиваемые – в первых рядах
Жить достойно
Два договора – цель одна
Время подумать о пенсии есть
Конторы – наши, фонды – ваши
Эстонский центр ценных бумаг открыл сайт Pensionikeskus
Второй столп: плати – и спи спокойно?

Налог и пенсия

23.05.03 Молодежь Эстонии

Чтобы защитить пенсионеров от опасной налоговой реформы, надо менять индексацию пенсий.

Эстония обязалась перед Европейским союзом ратифицировать Социальный кодекс Совета Европы, который устанавливает минимальные уровни для видов социального страхования, в том числе для ежемесячной государственной пенсии по старости. Ее уровень должен составлять не менее 40 процентов месячной зарплаты простого рабочего. Сегодня уровень пенсии по старости в Эстонии 40 процентов не достигает, а составляет 38 процентов. При этом следует учесть, что месячная зарплата простого рабочего облагается подоходным налогом, а средняя пенсия по старости не облагается.

Ежегодно 1 апреля государственная пенсия по старости повышается в соответствии с годовым индексом. По действующему законодательству годовой индекс подсчитывается так: показатель процентного роста поступлений социального налога суммируется с процентным показателем роста потребительских цен и делится на два. В 2002 году поступления социального налога увеличились на 11 процентов, а рост потребительских цен составил четыре процента. Таким образом, 1 апреля пенсия выросла в среднем на 7,5 процента (11+4):2.

Намечаемая правительством реформа налогов в перспективе может уменьшить ту составляющую часть годового индекса, которая зависит от роста поступлений социального налога, а возросшая покупательная способность получающих зарплату может спровоцировать рост цен. Не исключено, что, оставив без корректировки нынешний годовой индекс пенсий, можем прийти к тому, что он затормозит рост пенсий, он отстанет от темпов дорожания жизни, а значит, уровень жизни пенсионеров ухудшится.

11-процентный рост поступлений социального налога в 2002 году был, прежде всего, обеспечен кампаниями по страхованию от безработицы и присоединению к накопительной пенсии. У работающих впервые появился резон отказаться от зарплаты в конвертах. В перспективе рост поступлений социального налога станет меньше.

От имени депутатской группы умеренных я предложил Рийгикогу изменить годовой индекс и за его основу взять один из двух (наибольший) показатель, то есть – или процентный рост потребительских цен, или процентный рост поступлений социального налога. Тогда можно быть уверенным, что жизнь пенсионеров хуже не станет.

Чтобы выполнить требования Социального кодекса Совета Европы и предотвратить негативный побочный эффект намеченной налоговой реформы, умеренные предлагают дополнительно проиндексировать пенсии по старости 1 сентября 2003 года, увеличив при этом как базовую их часть, так и сам годовой индекс. В среднем пенсия должна будет увеличиться на сто крон в месяц. А в апреле следующего года провести очередное повышение пенсий. Средства для этого есть – пенсионная касса имеет резерв в 1,3 миллиарда крон.

Опасная налоговая реформа

Умеренные считают, что планируемое правящей коалицией снижение подоходного налога заморозит пенсии и затормозит развитие системы здравоохранения.

Почему? 33-процентный социальный налог с доходов состоит из 20-процентной части пенсионного налога и 13-процентной части налога в пользу Больничной кассы. Рост зарплат (а точнее, увеличение фонда заработной платы) позволяет увеличиватиь пенсии по старости, обеспечивать дополнительными средствами систему здравоохранения, необходимыми на лечение, компенсацию лекарств, возмещения по временной нетрудоспособности, строительство и реновирование больниц, зарплаты врачам и медсестрам.

Сегодня зарплаты повышаются под давлением оси «профсоюзы-работодатели». Если снизить подоходный налог с физического лица, часть этого давления переложится на государство. В результате реальные доходы работающих увеличатся, а собственно налогооблагаемая зарплата нет. Если она не увеличится, то не увеличатся и поступления в пенсионную и Больничную кассы. Планируемые налоговые изменения позволят поднять реальные доходы работающих в течение четырех лет на 11 процентов даже в том случае, если цифра их зарплаты в трудовом договоре не изменится ни на сент. Если объем поступлений социального налога не увеличится, значит, не будет возможности поднять государственную пенсию по старости.

Каковы будут последствия? Увеличившиеся реальные доходы повысят покупательную способность работающих, а через это спрос. Побочным эффектом возросшего спроса, видимо, станет рост цен. Результат – снижение налогов приведет к удорожанию жизни (за счет повышения цен) при том, что пенсии останутся прежними. Проблемы существования пенсионеров только усугубятся.

По этой причине умеренные против реформы подоходного налога.

Эйки НЕСТОР, член Рийгикогу, министр социальных дел в 1999-2002 гг.